Привет! В этой статье я расскажу как настроить Расширенную электронную торговлю, она же Enhanced Ecommerce (EE) через Google tag manager. Сразу скажу, что настройка станет устаревшей летом 2023 года. Тем не менее, в 2023 все перейдут на GA4 и начнут собирать данные с нуля, тогда как правильно, конечно, начинать собирать их уже вчера.

Ценность этой статьи в том, что я расскажу основные принципы того, как вообще настраивается электронная торговля и как данные передаются в GTM, а оттуда перераспределяются дальше.

Каким-то чудом этой инфы я нигде не видел, и пришлось вычитывать все самому. В связи с февральским событиями, часть полезного контента испарилась из нашего ру поиска, и вот приходится теперь собирать все это добро в одном месте)

Также, через обычную настройку ЕЕ для UA (Universal Analytics) мы адаптируем данные для GA4 и убьем сразу несколько зайцев.

Attention! Здесь я не буду показывать настройку Списков показов, и клики по ним. Почему? потому что это пустая трата ресурсов, и в большинстве своем, эта информация, практически ничего не дает.

Расширенная электронная коммерция — нужна ли она вообще?

Во-первых, здесь я уже написал Коммерция, а в названии статьи — Торговля. Как правильно? Правильно и так, и так, только коммерция это у Я.Метрики, а торговля у Google Analytics.

Во-вторых, я настоятельно рекомендую задуматься, а нужна ли тебе Расширенная электронная торговля? Если подходить с рациональной точки зрения, и задавать правильные вопросы, то нужно ответить на следующие:

  • Стоит ли настройка EE потраченных усилий?
  • Какие выводы я смогу сделать на основе полученных данных?
  • Через какой промежуток времени, я получу достаточно данных, для анализа, и будут ли они актуальны для ответа на текущий вопрос?
  • Сегодня пятница? (если да, то забей на настройку)

Не игнорируй вопросы — обязательно ответь на них, т.к. это сэкономит тебе кучу времени. Моя первая настройка электронной коммерции описана здесь и подходит под антикейс, можешь почитать)

Если, все же есть желание настраивать, то идем дальше.

Что можешь получить от расширенной электронной торговли?

При полной настройке вообще всего того, что подразумевает под собой EE, мы получаем огромный набор данных для анализа.

  1. Показы списка товаров;
  2. Клики по товарам — какой товар, в каком списке, на какой позиции списка он находится, на какой странице;
  3. Детальный просмотр карточки товара — скорее просто регистрируем факт того, что пользователь зашел на карточку из какого-то списка;
  4. Добавление товара в корзину, и удаление его оттуда — добавление можем настроить откуда угодно, где оно есть (хоть быстрый просмотр карточки товара, хоть купить в 1 клик);
  5. Этапы чекаута — можем разбить корзину на несколько этапов, и смотреть, как происходит оформление — Оставил номер телефона, выбрал доставку, выбрал способ оплаты и нажал Оформить;
  6. Покупка — отправляем информацию о том, что товар куплен;
  7. Бонусом Показы внутренней рекламы и Переходы по внутренней рекламе.

Да, и это всё скорее всего упадет на твои плечи.

GTM — почему он? а не я

Tag Manager хорош тем, что мы можем дорогое время программиста перевести в недороге наше, а также скоростью манипуляций. Т.е. избавляем себя от ожидания того, когда же программист сделает, и забираем немного ответственности.

Серьёзно, GTM — это практически no-code инструмент, который позволяет гибко настраивать аналитику, интеграции и бог знает что еще, без программиста и знаний программирования!

В связке с конструкторами, такими как Tilda например, все делается супер быстро, так еще и практически бесплатно 🙂

Этапы настройки расширенной электронной торговли

Этапы настройки:

  • Изучаем матчасть — читаем про GTM, dataLayer и переменные (это легко и следующая глава именно про это);
  • Активируем Расширенную торговлю в Google Analytics (не забудь в каком представлении ты все это делаешь. В GA4 если что, представлений уже нет);
  • Настраиваем GTM — переменные, триггеры и теги;
  • Составляем ТЗ и даем на реализацию программисту;
  • Отлавливаем ошибки, общаемся с программистом, тратим нервы и время на отлавливание багов;
  • После реализации, обязательно показываем коллегам.

Выглядит довольно просто!

Как взаимодействую между собой GTM, dataLayer и системы аналитики?

Путь всех этих данных происходит следующим образом:

На какое-то событие на сайте, например клик по товару, формируется определенный код, в данном случае dataLayer. Почему именно он? потому что его понимает GTM и Google Analytics.

В этот dataLayer мы просим программиста запихивать определенные данные, которые хотим видеть у нас в Аналитиксе.

Затем, когда скрипт срабатывает, dataLayer перехватывает GTM и распознает, что там ему такое передалось.

По тем данным, что передались конкретно в этом случае, ГТМ определяет, какое это событие (если бы мы не использовали GTM, то UA сам бы расшифровал данные, и правильно их определил, при корректной настройке), какое действие и какой ярлык присвоить.

gtm and dataLayer

Все было бы просто, если бы не было так сложно.

Основной затык, лично для меня, был момент на перехвате данных в dataLayer GTM`ом. Т.е. в этом куске кода, который передался при клике на товар, были какие-то переменные, которые GTM не понимал. Почему не понимал? потому что либо разные названия, либо такая переменная вообще не была указана в GTM.

Супер важно, чтобы GTM и dataLayer общались на одном языке, необходимо чтобы переменные были объявлены и там, и там.

Что такое объявить переменную? Банально, где-то написать, что вот есть такая-то сущность, у которой могут быть такие-то параметры. это и есть объявить переменную. В GTM же мы ее просто создаем в блоке с переменными.

Стало понятно? Т.е. если мы, в коде просим передать какое-то значение, то и GTM должен его понимать.

Итак, 1 часть подошла к концу, далее во второй части, мы уже разберем на примере, как, что и где настраивать. Также дам готовый шаблон для ТЗ, и напишу ссылки на основные источники информации.

Часть 2 — сюда.