— Расширенная торговля — у меня мечта ее настроить…

— Ого, расширенная? Звучит круто! 

Подумал я в первый раз и пошел смотреть отказы по метрике. Между делом в голове стучало «расширенная, расширенная» — что это вообще такое? 

Залез почитать — «Плагин расширенной электронной торговли….С его помощью можно отслеживать показы и клики, просмотр информации о товаре, добавление в корзину и удаление из нее, процесс оформления покупки, транзакции и возвраты.» — а так нельзя что ли посмотреть? ладно в следующий раз.

Через пол года состоялся примерно такой же диалог:

— Расширенная торговля — вот все хочу ее настроить, круто было бы….

— Да расширенная — это вышка (а сам практически даже не понимаю о чем речь)

С течением времени я осознаю, что как сео специалист мне двигаться неинтересно и начинаю погружаться в аналитику. Смотрю и читаю блоги, интересные вещи и штуки. Со временем под давлением заметных ру.гуру аналитиков начинаю понимать, что да, расширенная торговля это вам не пальцем, так сказать. Это грааль, за которым все ответы.

EE — это то, что топам дает их право быть наверху. 

И понеслась, куча блогов с полезной инфой, статьи «15 ошибок при внедрении расширенной электронной торговли», «4 лучших дашборда для аналитики сайта в GA» и др.

Пройденный курс по GA на степике (практически ничего не понял, или понял, но понял, что ничего не понял). Животрепещущие кейсы от разных топов. Прочитаны несколько книг по аналитике.

И все это растягивается на полгода.

Сам Google Analytics прошарен вдоль и поперек, и вроде понимаю что к чему, и научился пользоваться GTM`ом, и наконец созревает. Выдвигаю инициативу сделать расширенную торговлю на одном из крупных сайтов (первая ошибка), ну прям реально большом, со множеством категорий, фильтров и тысячами страниц. Если подумать, gtm и аналитикс хорошо масштабируется, поэтому меня не спугнул объем работы, а очень зря. 

Далее начинаю торговать со своими начальниками — за часы, как свои, так и программера. Торг пройден успешно!

Торгую с коллегами — некоторые говорят, «даже я не умею!», с уверенностью отвечаю — «вот и научимся!». Продано!

Торгую сам с собой «может не надо?», но что-то все равно толкает вперед.

Нахожу конкретные блоги, где пошагово описано че и как. Конкретно вчитываюсь пару дней, и осознаю все это. Вот это чувство снисхождения, о божееее. как будто после хорошей пьянки у тебя нет отходняков и ты бодрячком. вот оно, то самое чувство.

Ставлю задачу, делаю примеры, активно обсуждаем с программером че и как. Решаем сделать первый шаг, хотя бы показы товарных позиций. И все это растягивается на 20 его часов, и на мои все 80 с багами и некорректной работой. Хотя изначально мы предполагали на 5 часов программерской работы ?. Это вторая ошибка — показы сложная вещь, начинать надо с простого, например просмотр товара, или добавление его в корзину)

Тут я понимаю, что моих скиллов не хватает и начинаю искать информацию.

Прошарил в ру сегменте, и понимаю что ответов на свои вопросы я не найду, и тут вспоминаю, что есть Симо Ахава и другие имена. Начинают гуглить и, ничего себе, вижу до боли знакомые статьи! только выверенные, написаны хорошо, и сцука, на английском! Благо есть хорошие приложухи и собственный b1 англицкого, что позволяет мне понимать материал на процентов 60-80%. 

Т.е. в начале статьи я сказал, что читал разные материалы, которые оказались, так или иначе интерпретацией статей Симо Ахавы. Я был очень удивлен этому, если честно. Все же думал, есть свои евангелисты. Им конечно тоже можно быть, даже банально копируя чужой труд.

И где-то тут же, до меня доходит главная вещь, которую я никак не мог принять и осознать ввиду различных факторов. До меня доходит что GA — это инструмент, и как и любым другим инструментом, с ним надо уметь работать, и только если умеешь работать с ним, он поможет найти ответы, на вопросы, которые задаешь ТЫ! 

То есть вся эта болтология вокруг инсайтов, точек роста, kpi, воронки — все строиться на умениях конкретного человека, а не вокруг инструмента. Оно и понятно — в основном кто пишет статьи в нашем отечестве в сфере аналитики, выгодно продать установку и настройку продукта (пусть даже и бесплатного) со словами «Волшебная таблетка вот здесь! Осталось лишь заплатить нам!» — и это третья ошибка. Нужно понимать, зачем тебе инструмент, и какие задачи ты им будешь решать.